Является ли для водителя троллейбуса время сверхурочным при задержки на линии дольше указанного времени в машинном распис И является ли выполнение этой работы обязательным
Есть понятие "нормальная продолжительность рабочего времени" - она равна 40 часам в неделю, также есть понятие "продолжительность рабочего времени" для каждой профессии с особенным регулированием режима труда и отдыха (условно - НПРВ для конкретной профессии и условий труда в рамках этой профессии). Расписание значения не имеет. Работа либо укладывается в эту условную НПРВ, либо нет. Если нет - она сверхурочная. Водителей транспортных средств, тем более пассажирских, привлекать к сверхурочной работе можно вовсе в исключительных случаях, так что это обязанность работодателя - планировать режим работы так, чтобы сверхурочной работы не было. В отношении обязательности, скажем так, доведения сверхурочной работы до разумного завершения. Моё мнение (я в трудовом праве не новичок) таково, что водитель, вынужденный не первый раз за короткий срок работать сверхурочно, вправе попросту поставить троллейбус на очередной маршрутной остановке, высадить пассажиров и отправиться отдыхать своим ходом (хотя, водителю я так делать не советую по той причине, что сам он не сможет доказать обоснованность такого поступка и лишь навлечёт на себя неприятности от которых будет вынужден защищаться уже находясь в позиции виноватого).