Нужны все права детей, касательно военных действий
Согласно принципам Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., семья является единственной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны как общества, так и государства. П. 1 ст. 24 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право каждого ребенка, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства. Ст. 39 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. требует от государств-участников принятия всех необходимых мер для содействия физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, который является жертвой вооруженных конфликтов. Указанные процессы должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка. Приведенные выше международные нормы мы относим к правовым инструментам универсального уровня защиты детей. Определение того возрастного уровня, за которым ребенок становится взрослым человеком, является достаточно сложным вопросом как в области физиологии и психологии, так и в правовой сфере. Для юридической науки это главным образом связано с правовым статусом лица и осуществлением им элементов дееспособности и правоспособности. Так, международное гуманитарное право предоставляет, как уже отмечалось, особую защиту детям в возрасте до 15 лет. Конвенция о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 устанавливает, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Очевидно, что указанная статья имеет в своей основе компромисс между общей нормой международного права и компетенцией национальной правовой системы в отношении возраста совершеннолетия человека. Но если в обычных условиях возраст детей и подростков имеет значение для определения их правового положения в области гражданских, трудовых и семейных отношений, то в условиях вооруженного конфликта главным становится факт осознания ими в полной степени юридической стороны своего прямого или опосредованного военного участия. Проблема детей-комбатантов приобретает особенную остроту в связи с постоянными вооруженными столкновениями и крайне низким уровнем экономики в странах африканского континента (Сомали, Чад, Кения) и военной ситуацией в Афганистане и Ираке. Зачастую такие оплаченные вербовки подростков в вооруженные силы являются финансовым источником существования для их семей. Устранить социальные катастрофы должны не нормы международного гуманитарного права, но глобальные программы организации рынка труда и семейной поддержки[1]. Федеральный закон РФ от 26 июня 2008 г. № 101-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах», содержит два заявления РФ по поводу призыва на военную службу в вооруженные силы. Первое из них состоит в том, что российские граждане, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежат призыву и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы. Второе заявление касается права на поступление в военные образовательные учреждения граждан РФ, достигших 16-летнего возраста. Отмечено, что при зачислении в такие учреждения (военные училища) они приобретают статус военнослужащих, проходящих службу по призыву. Кроме того, законодательство РФ гарантирует таким лицам право на заключение контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет. Следовательно, позиция РФ в вопросе возраста призыва в вооруженные силы построена на дифференцированном подходе. Сохраняется общий принцип ст. 1 Конвенции о правах ребенка и одновременно снижен призывной возраст для тех подростков, которые выбирают для себя профессиональное военное образование. Принципы особой защиты детей в период вооруженного конфликта могут быть сформулированы