Возврат технически сложного товара
Поправки в закон "о защите прав потребителей" вступили в силу комментарий к принятым последним изменениям в потребительском законодательстве 25 октября 2007 г. президент подписал федеральный закон "о внесении изменений в закон российской федерации "о защите прав потребителей" и часть вторую гражданского кодекса российской федерации". законопроект готовился более года. его с нетерпением ждали миллионы российских потребителей, поскольку он направлен на ликвидацию ряда «дыр» в действующем законодательстве, позволяющих недобросовестным предпринимателям нарушать законные права и интересы граждан. он также важен и для предпринимательского сообщества, поскольку делает более прозрачными их отношения с потребителями. из наиболее существенных изменений в законодательстве следует обратить внимание на следующее. в настоящее время, когда все большее число покупок персонифицируется (расширился перечень товаров, при продаже которых требуется указание данных о покупателе, широкое распространение получили расчеты банковскими карточками, покупки товаров в кредит) формулировка названия статьи 18 (последствия продажи товара ненадлежащего качества) и ее первого абзаца п. 1, где сказано: «потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, …вправе…», стала использоваться продавцами для отказа в удовлетворении требований потребителям, не являющимися непосредственными покупателями товара ненадлежащего качества. теперь название статьи «права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» и текст указанного абзаца «потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, …вправе…» позволяют потребителю в полном соответствии с его определением, данном в преамбуле закона, воспользоваться всеми правами, установленными статьей 18. анализ показывает, что сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном обслуживании бытовой и электронной техники. сроки устранения выявленных дефектов растягиваются на многие месяцы. заменить неисправный товар становится невозможным, поскольку он объявляется дорогостоящим, а в этом случае для замены надо выявить в товаре существенный недостаток. к тому же в последнее время сложилась судебная практика, когда и требование вернуть деньги за вышедший из строя товар также стало обуславливаться наличием в нем существенного недостатка. в законе дано определение, что существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. однако что можно считать несоразмерными расходами или затратами времени – определяет предприниматель. вот и получалось, что доказать существенность недостатка потребителю удается далеко не всегда. с учетом всего этого в принятых поправках в статье 20 жестко регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней. если в этот срок не уложились, то потребитель вправе предъявить другое требование, предусмотренное законом: например, заменить товар ненадлежащего качества на другой товар или же потребовать вернуть уплаченные за него деньги. также обговорена и ситуация, когда в товаре в течение гарантийного срока выявляются разные недостатки, также требующие устранения. теперь, в статье 18 записано, что если срок устранения различных недостатков в течение одного года гарантийного периода в совокупности превысит 30 дней, у потребителя также появляется право на предъявление других требований.