Вопрос о замене электросчетчика. Квартира не приватизированная.Энергоконтроль требует заменить счетчик за наш счет.Где можно узнать правомерны ли эти действия.
За чей счет производится замена электросчетчика? В Постановлении Правительства № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» прописано что: «Владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность, обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения». Если электросчетчик находится в приватизированной квартире или же в квартире ЖСК, то здесь все ясно. Статья 210 Гражданского кодекса однозначно устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Если же ваша квартира не приватизирована, то все не так однозначно. Для правильного разрешения этого вопроса как и учили, обратимся к первоисточнику. В нашем случае это будет опять таки Гражданский кодекс и его нормы, регулирующие вопросы поставки электроэнергии. Так в соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Вроде бы все ясно - получаешь электричество от присоединенной сети, так и обязанности по эксплуатации приборов учета лежат на тебе, неважно собственник ты или только наниматель. Именно по такому обоснованию управляющие жилищные компании отказывают в замене электросчетчикам жителям неприватизированных квартир. Якобы по закону все жильцы (как собственники квартир, так и наниматели) все равно являются абонентами. А раз так, то: «Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст.543 ГК РФ). Однако при этом забывают уточнять, что между энергоропринимающим оборудованием любой квартиры всегда находится энегропринимающие устройство и энергетические сети самого жилого здания (электрические сети) которые входят в состав общей долевой собственности и не могут находиться в ведении ни одного нанимателя, который соответственно не может являться абонентом энергоснабжающей организации по условиям ст.539 ГК РФ (у него отсутствует присоединение к сетям такой организации, а у энергоснабжающей организации нет правовых оснований для каких-либо действий через сети жилого дома) Следовательно, абонентом в данном случае будет являться управляющая жилищная компания, которая, собственно, и предназначена для обслуживания и замены (если надо) необходимого оборудования. Так что, если вы не собственник квартиры, то смело пишите соответствующее заявление в вашу управляющую жилищную компанию. А если она откажет, то идите в жилищную инспекцию с жалобой на управляющую компанию, уклоняющуюся от исполнения своих обязанностей.