Соседка взяла кредит, указав дом. тел тещи. 3-4 раза в день звонят из банка. куда позвонить, чтобы перестали звонить? в банк уже звонили. бесполезно. никаких документов не подписывали. она просто указала номер телефона. звонят уже три недели каждый день, причем в вечернее время подскажите без приколов
Минэкономразвития предложило серьезно ограничить возможности по взысканию просроченных розничных долгов. потенциальное наказание за излишнюю настойчивость в этом вопросе варьируется от штрафов до административной приостановки деятельности. выбор при обсуждении этого предложения властям придется делать между растущим числом жалоб на банки и коллекторов со стороны банковских заемщиков и риском ухудшения их платежной дисциплины. в распоряжении «ъ» оказались поправки, разработанные минэкономразвития ко второму чтению законопроекта «о потребительском кредитовании». поправки значительно ужесточают подход к регулированию этого сегмента деятельности банков, закрепленный госдумой в первом чтении 23 апреля. они предлагают санкции за нарушение прав граждан — банковских заемщиков, о которых до сих пор речи не шло: от штрафов до административного приостановления деятельности. наказывать банки предлагается за нарушения правил работы с населением по просроченным кредитам. предполагается, что должностные лица банков либо коллекторов (если работа с просрочкой отдана банком на аутсорсинг) заплатят от 5 тыс. до 10 тыс. руб., руководители — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юридические лица — до 100 тыс. руб. если штрафы не изменят поведение взыскателей, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. последняя мера — слишком жесткая, возмущены банкиры. применение ее к банку, который не может отказывать добросовестным клиентам в проведении операций, фактически будет означать конец его деятельности, указывают они. действующая редакция коап рф предусматривает приостановление деятельности только при угрозе жизни и здоровья людей, опасности возникновения эпидемий, техногенных катастроф или вреда окружающей среде. минэкономразвития же предлагает аналогичное наказание за излишнюю настойчивость в истребовании долга по кредиту с заемщика, например, телефонные звонки. по мнению авторов поправок, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним — личные встречи или телефонные переговоры. в такой ситуации взыскателю останется общаться с ним по почте и посредством sms. причем не чаще чем два раза в сутки — и строго в дневное время. результатом принятия поправок станет резкое ухудшение платежной дисциплины розничных заемщиков. «фактически это поощрение недобросовестного отношения граждан к своим обязательствам, которое приведет к злоупотреблениям правом со стороны заемщиков», — говорит зампред правления альфа-банка владимир сенин. при этом банки и коллекторов кредитора или взыскателя ограничивают даже в использовании небольшого разрешенного инструментария, отмечают юристы. «фактически штраф может быть наложен, даже если вины банка или коллектора в нарушении правил взыскания долгов нет — например, если sms было доставлено ночью, а не днем по вине оператора связи», — указывает директор юридического департамента юникредит-банка наталия окунева. в отличие от банкиров, авторы поправок считают их не «драконовскими», а объективными — вызванными огромным числом жалоб, поступающих от граждан на действия банков и коллекторов по сбору долгов. «учитывая, что право следить за соблюдением законодательства в сфере потребительского кредитования предполагается передать от роспотребнадзора к мегарегулятору, создаваемому на базе цб, полагаю, что подход к наложению санкций на банки будет взвешенным. тем более что приостановление деятельности производится только по решению суда», — сообщил «ъ» замминистра экономического развития олег фомичев. по его словам, поправки уже предварительно обсуждались с минфином, поэтому шансы на их принятие весьма велики.