Что значит незаконный состав суда? В приговоре по уголовному делу вообще нет состава суда.Но есть срок.
. Смоленская, юрист Уральского центра конституционной и международной защиты прав человека и ОО "Сутяжник", г. Екатеринбург. Среди безусловных оснований к отмене решения, вынесенного судом первой инстанции, ГПК РСФСР предусмотрел следующее: "Решение подлежит отмене в случае, если дело рассмотрено судом в незаконном составе". Что представляет собой незаконный состав суда? По российскому законодательству дело в суде может быть рассмотрено единолично судьей или коллегиально: судьей с участием двух народных заседателей. Но кто из нас сейчас помнит, откуда они, народные заседатели, и почему эти преклонного возраста люди сладко дремлют в зале судебного заседания, пока судья, словно языческий божок, единолично вершит чьи-то судьбы? В действительности институт народных заседателей - реализация конституционной гарантии права граждан на участие в осуществлении правосудия. Замысел, возможно, не плохой и отвечает требованиям демократического общества, но на сегодняшний день - не в полной мере. Суть проблемы заключается в том, что какими бы ни были народные заседатели и какой бы ни была первоначальная идея, но сегодняшний народный заседатель - вне закона! И вот почему. В 1997 г. Президент РФ своим Указом продлевает истекший срок полномочий народных заседателей до момента принятия Федерального закона "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ" от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ. Именно этим Законом определяется порядок привлечения граждан к выполнению обязанностей народных заседателей, устанавливаются сроки их участия в рассмотрении судебных дел. 2 января 2000 г. Закон принят, а 25 января 2000 г. - вновь Указ Президента, и полномочия опять продлены до представления в федеральные суды списков народных заседателей, утвержденных законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Необязательно иметь юридическое образование, чтобы сравнить юридическую силу Федерального закона и Указа Президента. Но верховенство закона - пустяк, если жить в беззаконии удобнее, и его легко можно преодолеть росчерком пера Президента. Если Конституция РФ закрепляет разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельность и независимость друг от друга, то Президенту РФ ничего не стоит немного "помочь" законодателю, невзирая ни на какие основы конституционного строя. Обжалование названных Указов Президента не принесло своих результатов: Верховный Суд РФ поддержал позицию главы государства, указав, что цель этих указов - обеспечить работоспособность судебной системы. Видимо, и третья власть в государстве без президентской "поддержки" обойтись не в состоянии. "Осуществление правосудия только судом, созданным на основании закона" - принцип судопроизводства РФ, гарантированный Конституцией РФ, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах ООН. Его реализация предполагает, что каждый имеет право на рассмотрение своего дела и вынесение решения законным составом суда, т.е. судом, созданным на основании Закона. В противном случае это решение также - вне закона и подлежит отмене. Получается не слишком радужная картина: ведь уже более года решения выносятся судами в незаконном составе. Сколько этих решений? Тысячи? Миллионы? Сколько необратимых юридических последствий повлекли эти правоприменительные акты? Как долго законодательные органы субъектов РФ будут утверждать эти пресловутые списки народных заседателей (ох и сложна, видно, эта работа)? Ответы на эти вопросы пока отсутствуют, как и позитивные результаты столь длительной судебной реформы, приведшей в итоге к тому, что даже сам суд в России - вне закона... ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ