Можно ли фотографировать в магазинах промоутеров? работникам рекламного агентства приходится фотографировать промоутеров на рабочем месте,где проходит промо акция. так вот сотрудники супермаркетов разной величины не разрешают фотографировать на территории магазина. есть ли какие-нибудь на этот счет законы? а ещё можно ли записывать на видеокамеру разговор с сотрудниками дпс у них на посту (записывать будет свидетель с моей стороны и можно ли ему вообще там находиться. обычно его гонят в зашей).
В Конституции Российской Федерации (статья 29) прописано право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Помимо этого, есть 7 статья закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которая содержит понятие «общедоступной информации». Приведем цитату указанной статьи: “1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. 2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации”Ситуация № 1. Здесь фотографировать нельзя, поскольку это — частная собственность. Собственник имеет право устанавливать любые ограничения у себя. «Право собственника» то и дело всплывает при объяснении запретов фотосъемки в кафе и магазинах. Основывают это право на Гражданском кодексе, а именно на статье 209, в которой есть часть о правах собственности: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.» Однако фотосъемка не относится к пользованию или распоряжению имуществом, так как является просто сбором информации. В противном случае даже рассматривание товаров можно было бы отнести к пользованию имуществом. Вообще говоря, сейчас распространение информации никак не регулируется гражданским законодательством (кроме той, которая относится к интеллектуальной собственности). Лишь одна статья 152.1 Гражданском кодексе — охраняет изображение само по себе. Она называется «Охрана изображения гражданина», но в ней не идет речь об охране чьего-либо «изображения собственности». Кроме того, собственник нарушает права других граждан (статья 209 ГК), запрещая получать и обрабатывать информацию о своих товарах. В сущности, фото- и видеосъемку можно запрещать только в том случае, когда она начинает мешать другим посетителям заведения.Ситуация № 2. Фотографировать запрещено, так как внешний вид товаров и цены в нашем магазине являются коммерческой тайной.К коммерческой тайне относится информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны» (Закон «О коммерческой тайне», статья 3). Поэтому внешний вид товарных полок или цены в магазине не могут относиться к коммерческой тайне, так как к ним есть свободный доступ.Ситуация № 3. Тут снимать запрещено, поскольку внешний вид охраняется авторским правом.Даже если производится съемка произведения, защищенного авторским правом, но находящегося в общественном месте, то абсолютного запрета не может быть. Когда съемка производится для себя, то есть в личных целях, то «работает» статья 1273 ГК, согласно которой снимать для себя можно все, что угодно. Единственное исключение — это создание экранных копий фильмов. Их делать запрещено (п. 1 и п. 5 статьи 1273 ГК). Полученное изображение запрещено использовать в коммерческих целях, даже если на нем имеется лишь часть произведения.Ситуация № 4. Съемка запрещена, поскольку существует вероятность попадания в кадр товарного знака магазина.Само по себе фотографирование товарного знака не является использованием товарного знака, следовательно, в съемке нет нарушения прав владельца знака. В статье 1484 ГК указано, что использованием товарного знака являются такие действия, как нанесение товарного знака на товары, использование его в рекламе и так далее. Съемка к ним не относится.